Разъяснены особенности проверки сведений, включаемых в ЕГРЮЛ

17 августа 2023

По общему правилу регистрирующий орган при возникновении обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводит проверку их достоверности. Для этого изучаются имеющие у регистрирующего органа документы, а также представленные заявителем. А также делаются запросы для дачи объяснений лицами, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки, и для получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки. Регистрирующие органы могут провести осмотр объектов недвижимости или привлечь специалиста или эксперта для участия в проведении проверки (п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Если по результатам проведения проверки будет установлена недостоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, то регистрирующий орган примет решение об отказе в госрегистрации (письмо ФНС России от 26 июля 2023 г. № КВ-19-14/220@). Регистрирующий орган направляет юрлицу, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени юрлица, уведомление о необходимости представления достоверных сведений. При непредставлении сведений в течение тридцати дней с момента направления уведомления (п. 6 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ), регистрирующий орган внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юрлице.

Если такая запись будет содержаться в реестре более шести месяцев, то юрлицо может быть исключено из ЕГРЮЛ. Как поясняет ФНС России законодательством предусмотрены механизмы обеспечения достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, а также противодействия злоупотреблениям при ликвидации юрлиц. Но правовых оснований для привлечения к ответственности должностных лиц территориальных органов ФНС России в случае нарушения требований законодательства юрлицами не имеется.

Источник: ГАРАНТ.РУ