Регистрация товарного знака

Общеизвестно, что товарный знак (торговая марка, фирменный знак) — это лицо предприятия. Для достижения успеха необходимо создать такое «лицо» Вашей компании, которое будет производить благоприятное впечатление и способствовать достижению поставленной цели.

Что дает предпринимателю регистрация товарного знака? Грамотно выполненный знак несет в себе глубоко зашифрованную информацию о предназначении данной вещи и отражает суть того предприятия и человека, для которого он создается. Здесь важно не только художественное исполнение, но и знание символики, геральдики, а также умение заложить в данной работе суть и смысл будущего предприятия, благополучие работников. Немаловажное условие — узнаваемость изделия на любом языке мира.

Товарный знак дает вам возможность не остаться незамеченным, гарантируя вам узнаваемость, а потребителю — заявленное качество. При этом обязательно используется предупредительная маркировка в виде значка ® — registrated или знак торговой марки Trade Mark — TM.

Товарный знак может быть действителен длительное время (10 лет, к тому же владелец имеет преимущественное право продления прав на использование товарного знака), и его стаж — залог успеха, «силы» знака. Поэтому если вы планируете долгосрочный бизнес, хотите индивидуализировать свою продукцию — непременно воспользуйтесь этим активным средством привлечения внимания потребителей.

Сибирский правовой центр предлагает услуги по регистрации товарных знаков и патенов:

  • бесплатные консультации по регистрации товарного знака и знаков обслуживания;
  • оформление документов на регистрацию товарного знака;
  • оформление документов на регистрацию патента;
  • взаимодействие с федеральным институтом промышленной собственности;
  • решение споров по решению об отказе в регистрации товарного знака;
  • услуги по продлению срокам действия регистрации товарного знака;
  • подготовка договоров по уступке товарного знака.

Полезная информация:

Остановимся подробнее на каждом из пунктов:

Виды товарных знаков

Принято различать следующие виды товарных знаков:

  • словесные;
  • изобразительные;
  • объемные;
  • комбинированные;
  • знаки особого вида: звуковые, обонятельные, световые.

СЛОВЕСНЫЕ товарные знаки представляют как естественные, так и искусственные слова или сочетания букв словесного характера (например, аббревиатуры), отдельные предложения, а также вымышленные (фантазийные) слова. Желательно, чтобы словесный товарный знак имел содержание, соответствующее профилю предприятия, особенностям выпускаемой продукции, легко произносился и был благозвучным.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ товарные знаки могут содержать фигуры любых форм (геометрические, конкретные и абстрактные изображения). Наибольшее распространение в нашей стране получили изображения птиц, людей, растений, животных, национальный орнамент. Данные знаки легко воспринимаются зрительно, хорошо запоминаются, не требуют умственного напряжения для прочтения и позволяют эффективно выполнять функцию индивидуализации товара.

К ОБЪЕМНЫМ товарным знакам чаще всего относят оригинальные формы самих товаров, тары или упаковки («Coca-Cola», «Рижский бальзам»).

Законодательство

В сентябре 1992 года в Российской федерации был принят Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» № 3520–1, по которому товарным знакам предоставляется правовая охрана на основании их государственной регистрации. Этот закон стал основным документом, согласно которому в Российской Федерации были установлены и регламентированы правовые отношения в этой области хозяйственной деятельности.

На охрану прав владельцев знаков и защиту интересов потребителей направлена статья 24, декларирующая право владельца проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.

Предупредительная маркировка представляет собой специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак охраняется. Это гарантирует покупателю приобретение товара именно того производителя, на которого он рассчитывает.

Поставленная предупредительная маркировка рядом с используемым товарным знаком, информирует потребителей товаров и других заинтересованных лиц о наличии правоохранных документов у владельца, а также предостерегает от потенциальных нарушений исключительных прав владельца.

Нормы о предупредительной маркировке с указанием ее формы содержатся в законодательствах разных стран. В частности, для привлечения внимания к знаку и предупреждения его потенциальных нарушений рекомендуется сопровождать знак маркировкой в виде латинской буквы R или ® в окружности или словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак».

Нанесение такого обозначения является правом, а не обязанностью владельца знака, что, в частности, подкрепляется статьей 5D Парижской конвенции. В России наибольшее распространение получило использование символа «ТМ» (trade mark) для товарного знака и «М» для знака обслуживания. Эти символы адресованы третьим лицам и информируют их о том, что на регистрацию данного товарного знака подана заявка, но регистрация еще не состоялась.

Порядок регистрации товарного знака регламентируется статьей 8 Закона, согласно которой «Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность».

Порядок регистрации

Оформленная по определенным правилам, заявка на регистрацию подается на регистрацию в Федеральный Институт Промышленной Собственности (ФИПС) — бывший ВНИИ государственной патентной экспертизы. При подаче заявки указывается перечень товаров и услуг, в отношении которых испрашивается охрана.

Далее проводиться в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности экспертиза заявки на товарный знак.

После проведения экспертизы на соответствие условиям охраноспособности заявленного знака федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности выносит решение о выдаче свидетельства на товарный знак или об отказе в выдаче. В случае отказа в выдаче заявитель вправе обжаловать это решение в Апелляционной палате, направив мотивированное возражение и уплатив пошлину за рассмотрение.

О сроках

Срок рассмотрения заявки составляет около года. После принятия решения о регистрации товарного знака Патентное ведомство (ФИПС) в течение трех месяцев со дня получения документа об уплате установленной пошлины производит его регистрацию в Реестре.

Вслед за тем ФИПС публикует сведения о товарном знаке в официальном бюллетене. Правовая защита на товарный знак наступает только с момента его государственной регистрации ФИПСом.

Срок действия выданного свидетельства составляет 10 лет, по истечении которых владельцу предоставляется возможность неоднократно его продлевать.

Выданное свидетельство может досрочно прекратить свое действие в трех случаях:

  1. успешное опротестование вашего товарного знака третьими лицами;
  2. ликвидация предприятия-владельца;
  3. неуплата пошлины за поддержание его в силе, что часто связано с небрежностью владельцев знака.

Сколько это стоит

Чтобы зарегистрировать товарный знак, необходимо провести предварительную проверку: товарных знаков, поданных на регистрацию ранее, и уже зарегистрированных товарных знаков. Проведение проверки товарного знака стоит 3500 рублей (услуги Сибирского правового центра).
Оформление документов на регистрацию товарного знака стоит 12500 рублей (услуги Сибирского правового центра).

Плюс необходимо оплатить обязательные платежи:
— госпошлина за регистрацию заявки до пяти классов МКТУ — 3500 рублей, плюс 1000руб. за каждый добавленный класс.
— госпошлина за проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака — 11500 рублей.
— госпошлина за выдачу свидетельства зарегистрированного товарного знака — 2000 рублей;
— госпошлина за регистрацию товарного знака — 16000 рублей.

Наверх